Разве вы не знаете, что это не я создал Шерлока Холмса? Это читатель придумывал его образ так тщательно и нежно (с)

Жените его, убивайте! Делайте с ним все, что хотите!
(с)

Артур Конан Дойл о Шерлоке Холмсе

Неужели все эти цитаты вам ни о чем ни говорят? Люди много лет считали Артура Конан Дойля «отцом» Шерлока Холмса, однако отношение самого писателя к великому сыщику было далеко не однозначным. Хотя, казалось бы – чего еще желать? Твой герой приносит тебе славу, популярность и, чего греха таить: деньги! Но может быть, причиной безразличия и холодного отношения автора к любимому герою всех времен и народов основывалось на том, что других произведений сэра Артура? Ведь он создал еще многих, даже более любимых им литературных героев. Бригадир Жерар, сэр Найджел Лоринг… неужели жители Бейкер стрит 221-б затмили их всех? А может, мистер Дойл просто боялся, что они затмят его?
Дорогие читатели, а разве вы сами-то не заметили, что в течении всей книги, отношение писателя к герою постоянно меняется? «Я способен написать что-то вкусное… яркое… свежее!..» вот как охарактеризовал великого сыщика Артур Конан Дойл в самом начале! Он сделал сыщика почти что идеальным: в меру юмора, красоты, почти без вредных привычек (курение табака, сам Дойл видимо, таковой не считал), и, конечно же его разум: чистый, холодный и трезвый. А главное, на эту тему можно было бы фантазировать сколько угодно! К примеру, почему бы не наградить Холмса еще более сообразительным братом? Или сделать несчастным в любви?

Моет быть, не обнаружив у читателя интереса к другим своим произведениям, автор стал относиться к сыщику с неприязнью: сначала начинает подсаживать его на опиум на кокаин. Затем, одаряет его несколькими неудачами. Посмотрите только, с каким наслаждением сэр Артур описывает покушения на Шерлока Холмса? Разве нет? Перечитайте рассказ «Рейгетские сквайры». На странице 120 с Холмсом случается нервный приступ, на 124 его душат старший и младший Каннингемы… каждая деталь, каждый жест, все говорит о том, что очень скоро Дойл просто не сможет сдержатся и отправит-таки сыщика на тот свет. Так и случается. Видимо, в 1893 герой окончательно надоел своему автору. Иначе, писатель наверняка не утопил бы в Рейхенбахском водопаде основной источник доходов, как думаете?...

Так в чем же тогда причина возвращения, чудесного, так сказать, воскрешения великого сыщика? Я не знаю. Но у меня есть несколько вариантов.

Вариант 1:

Все это был лишь пиар ход. Но этот вариант, по моему мнению, самый неправдоподобный. Почему? Элементарно, Уотсон! Зачем рекламировать и без того одного из самых знаменитых героев тогдашнего времени?

Вариант 2:

Со всего мира к бедному автору летят многочисленные письма. На разных языках, с разным текстом, но смысл у них примерно один: «Верните нам Шерлока Холмса!». Перед этим бурным потоком писатель уступил, и, отмотав несколько кадров, прилепил к абсолютно пологому склону горы несколько уступов «на которых смог бы удержатся лишь один человек».
Однако, этот вариант почему-то тоже кажется мне не слишком правдоподобным. Ведь сэр Артур мог бы просто не обращать на все обращения внимания.
Отставим и эту версию. Остается последняя.

Вариант 3:

Предельно прост. Деньги. Уже будучи известным и получающим за свои книги довольно большие гонорары, Конан Дойл решается «покончить с этим надоевшим героем». Но постепенно деньги кончаются, а писатель снова берется за перо.
Но оказывается… этот вариант не подходит тоже! Я была в полной растерянности. Ведь эта версия просто не совпадала с биографией автора.

Поиск четвертой, предположительно правильной вариации, стал основной целью моей работы.
Основной – но не единственной! Еще мне стало интересно: заметил ли кто-нибудь, что после воскрешения из рассказа пропала искорка абсолютной какой-то идеальности.
Все чаще мистер Холмс начал спасать Лондон от войны, от глобального изготовления фальшивых монет… От чего угодно, но он уже не решал те маленькие задачки, которые должны спасти жизнь или свободу, а может честь лишь одного человека. Все его дела уже на уровне политической важности. Почему? Вот это я и хочу узнать! То ли изменился век, то ли сам автор…
Сейчас я изложила свою ВЕРСИЮ отношений сыщика и его отца. Именно – версию. Далее, я уже буду сопоставлять факты и различные даты. Правда, думаю, в дальнейшем я тоже буду пребывать в области догадок. Но надеюсь, смогу найти и уточнить хоть какие-нибудь детали…

Итак – родился, жил, умер. В данный момент нас интересует промежуток посередине. Жизнь. Многие даты в жизни Артура переплетаются с произведениями о Шерлоке Холмсе, влияют на ход событий. Например, если бы Дойл послушался своих родных и выбрал бы «аристократическую профессию», то никогда бы не появился в его жизни и один из двух прототипов Шерлока – доктор Джозеф Белл. Этот человек обладал огромным потенциалом в области дедукции, но, несомненно, Шерлок прошел в этом деле гораздо дальше него.

Стоп! Вот оно, нашла! В 1887 году, в журнале «Beeton’s Christmas Annual» (прим. автора: «Рождественский Ежедневник Битона») выходит повесть «Этюд в багровых тонах» (прим. автора: прототипом Уотсона стал майор Вуд, прототипами Холмса – Оливер Холмс и Джозеф Белл)

Отступление от темы: В начале биографии Дойля нам говорят, что любимым писателем этого автора был Оливер Холмс, а затем утверждают: «…его любимыми авторами были: Мередит, Стивенсон и, конечно же, Вальтер Скот…». Может, на отношение к Холмсу-сыщику повлияло исчезновение полок сэра Артура всех книг Холмса-писателя? Хотя… едва ли…

Как бы то ни было, уже в конце 1891, именно благодаря жителю Бейкер стрит 221-б, Дойл стал знаменит. Уже в октябре 1891 года ему предлагают написать еще шесть рассказов о Шерлоке Холмсе на любых условиях. Сэр Артур запросил 500 фунтов. К его удивлению, редактор журнала «Стренд»… согласился. Вот тут то мы и понимаем, что Шерлок просто-напросто надоел писателю! Судите сами: разве стал бы автор, любящий своего героя так рисковать? Ведь для того времени, а тем более для скромного писателя, нуждающегося в деньгах, чтоб помочь семье и жить самому, деньги были немалые! Делаем выводы!..

Что мы имеем теперь: написав только одну повесть и шесть рассказов, писатель разочаровывается в Холмсе. Неужели это и правда так? Не думаю. Скорее у него просто не хватало сил и фантазии, ведь для каждого рассказа нужно было придумать сюжет для полноценной книги! И придумать так, чтобы сюжеты не повторялись и не были похожи друг на друга.

Но вернемся собственно к произведениям: в 1892 все тот же журнал предлагает новый контракт на шесть рассказов. Редактор согласен на любые условия. В надежде на отказ писатель называет «просто астрономическую сумму» – 1000 франков и… журнал вновь соглашается!

Думаю, что сэр Артур ужаснулся – он наконец понял, что именно благодаря его рассказам журнал имеет такое количество подписчиков. А это значит, что миру нужен Шерлок Холмс. Я не знаю, что было дальше. Может, писатель просто начал ревновать мир к своему герою? Рассказы написаны были, но в 1893 Дойл посетил Рейхенбахский водопад и придумал для героя достойный конец (прим. автора: после публикации рассказа «последнее дело Холмса», журнал «Стренд» лишился двадцати тысяч подписчиков!)

Но почему же все-таки настрадавшийся автор решается продолжить то, что начиналось как «Приключения Шерлока Холмса и доктора Уотсона»? Деньги у него были благодаря одному только «Бригадиру Жерару».

Я думаю, к этому имеет самое прямое отношение смерть его любимой жены. Она умерла в год издания «Собаки Баскервилей», в 1902 год. А в 1903-1904 был издан сборник «Возвращение…». Странное совпадение? Не думаю. После смерти жены Дойл «начал активно помогать тем, кого можно был спасти». Цитирую: «вернувшись к общению со Скотланд-Ярдом, он  указывает на некоторые ошибки правосудия. Это оправдывает молодого человека по имени Джордж Едалджи, который был осужден за том, что зарезал множество лошадей и коров. Конан Дойл доказывает, что зрение Едалджи было настолько плохо, что он физически не смог бы совершить это ужасное деяние. Итогом явилось освобождение невиновного, который успел отсидеть часть назначенного ему срока.»

Смотрим дальше: написанные им в 1910 книги имели успех не меньший, чем Шерлок Холмс.

Сопоставив догадки с фактами биографии, мы видим, что ни одна из моих гипотез не верна? Так какая же тогда четвертая гипотеза?
А может, после смерти жены ему понадобилась чья-то поддержка? Кого-то надежного, старого, верного? Конечно, с ним рядом всегда была его вторая жена Джейн, но ему в то время нужен был именно друг. И может, именно тогда наш старый сыщик консультант вернулся на страницы книг, укоризненно покачав головой. Как видно, мы никогда не сможем узнать, что вдохновило писателя на этот замечательный шаг: возвратить самого старого и любимого всеми героя. Судя по всему, узнать это можно только одним способом: спросить у него самого…

Вариант 4, окончательный:

Артур Конан Дойл просто... соскучился.

«Меня не поминайте с укоризной,
Если увлек рассказом хоть немного
И мужа, насмотревшегося жизни,
И мальчика, пред кем еще дорога…»

Надпись на могиле Дойля написанная им самим.

P.S.: Если что - извините. Но я пришла именно к этому выводу.